Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С актуализацией GR как вида деятельности, изучение технологического аспекта взаимоотношений между представителями бизнеса и власти становится все более практичным. Но при всем обилии и разнообразии эмпирического материала, накопленного за более чем 20 лет существования GR в России, при глубоком научном интересе к сущности отношений с органами власти и попытках дифференцировать эту сферу от смежных областей, тема систематизации и классификации технологий, используемых подразделениями GR, до сих пор недостаточно развита в научной литературе.
Кроме того, трудности, связанные с нынешней институционализацией профессии GR, указывают на необходимость анализа и систематизации знаний. Создание устойчивых систем и формирование баз знаний о взаимодействии бизнеса и государства, и, в частности, ориентация на технологии, используемые в этой области, могут стать одним из катализаторов, способных ускорить формирование отрасли.
Глава 1 Сущность и содержание GR
1.1 Подходы к трактовке понятия «GR»
В России еще недостаточно литературы, теоретических разработок и рекомендаций, которые касаются GR-деятельности. Это приводит к тому, что любые исследователи этого явления могут столкнуться с разными точками зрения и подходами. Кроме того, у разных структур крупного бизнеса есть свое представление о том, что такое GR и как она должна быть организована.
Современный этап изучения GR отличается большим вниманием к рассмотрению особенностей данных политических институтов на мировом уровне.
Первые попытки исследования и преподавания GR на постсоветском пространстве были совершены в Санкт-Петербургском университете, где с 2012 года существует соответствующая кафедра и идет подготовка бакалавров и магистров GR. Здесь же в 2013 году была издана книга «GR: теория и практика» и, в более полной версии, в 2015 году под названием «GR и лоббизм: теория и практика» .
С позиций наук государственного управления количество современных исследований ограничено и часто сочетается вместе с проблематикой лоббизма или PR.
В современном мире государственная элита и бизнес-элита в России нуждаются в диалоге. В последнее время их отношения с правительством (GR) становятся все более важной областью деятельности. Таким образом, в роли GR для государства, а также для крупных компаний, малого и среднего бизнеса на первый план выходит крупный бизнес. Соответственно, возникает необходимость налаживания взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, совершенствования механизмов их взаимодействия для успешного социально-экономического развития как организации, так и государства в целом .
Во-первых, нужно понять суть и содержание GR-деятельности. Существует много точек зрения, которые определяют GR.
Рассмотрим некоторые подходы к трактовке понятия «GR». Самый простой из них ограничивается только переводом термина «GR» как «Связь и организация правительства». Этот перевод позволяет сделать вывод, что специалисты GR курируют только исполнительную власть: аппарат правительства и министерство специализируются на собственной отрасли.
Однако сфера применения GR более обширна. «Понятие «правительство» в данном контексте следует переводить не как «правительство», а как «управление государственной системой» в целом, включая все ветви государственного и муниципального управления .
Широкое определение понятия «GR» трактуется как взаимодействие бизнеса и органов государственной власти в целях обеспечения, защиты и продвижения интересов бизнеса системы органов государственной власти».
Эта деятельность характеризуется как взаимовыгодная и предполагает как защиту своих деловых интересов в государственной структуре, так и наличие необходимых форм и методов государственного воздействия на бизнес.
Стоит обратить внимание на понятие «GR-менеджмент», которое выступает в качестве одного из направлений коммуникационного менеджмента, «целью которого является координация собственных интересов организации и интересов органов государственной власти различных уровней для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития».
При таком подходе термин GR ближе к понятию «выражение», которое определяется как легализованная форма внутренних коммуникаций, реестр соответствующих законодательных актов в Европе (Германия, Венгрия, Польша, Литва и др.), Северной Америке (США, Канада). Для российских условий такой подход неэффективен из-за отсутствия аналогичного регулирования.
1.2 Сходство и различие GR от лоббирования
Стоит отметить, что существуют проблемы с понятием поля GR и его отличием от других понятий, сходных по содержанию и смыслу. Важной проблемой для теории и практики GR является отделение от лоббирования. В специализированной литературе понятия «GR» и «лоббирование» в основном используются как идентичные. Иногда в научной литературе одно понятие включает в себя другое. Лоббистская деятельность также может рассматриваться как технологическая часть GR.
Исследователь в области GR, С.А. Богданов, предполагает, что под GR понимаются отношения социальных акторов и органов государственной власти, а лоббирование - это решение проблем, которые интересуют группу органов государственной власти на основе знания административных процедур . Другими словами, специалисты по GR - это те, кто «строит мост» между правительством и бизнесом (или другими общественными организациями), чтобы лоббисты могли свободно пересекать этот мост для решения проблем с правительством. Лоббисты должны обладать знаниями теории принятия решений в различных типах властных структур, и они должны знать свои конкретные процедуры принятия решений на определенном уровне управления. GR-деятельность, включающая, прежде всего, умение выстраивать доверительные отношения с органами власти с помощью технологии PR-деятельности, под которой понимаются социально-коммуникационные технологии управления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта и его целевой аудитории. В свою очередь, технология социальной коммуникации, основанная на конкретном плане (программе действий), представляет собой цель системно организованной деятельности по управлению коммуникацией социального субъекта для решения социально значимых задач.
Специалист по GR должен обладать совершенными коммуникативными навыками и уметь «вписываться» в проблемы бизнеса, стоящие на повестке дня правительства.
Специалисту по GR, в отличие от лоббиста, не нужно знать детали принятия закона, регламента и т.д. Его главная задача - выстроить позитивные отношения с властями. Они также должны уметь подбирать и организовывать специалистов (профессиональных лоббистов), обладающих необходимыми профессиональными навыками в различных областях и личностными характеристиками для решения конкретной проблемы.
Кроме того, режим работы GR и лоббирования также отличается. Как правило, специалисты GR, работающие в структуре компании, разрабатывают и реализуют ее стратегию во взаимоотношениях с органами власти.
Лоббист часто нанимается на проектной основе за плату и действует как профессионал, не связанный с организацией. «Лоббирование часто является одним проектом, хотя оно может включать в себя целую систему мероприятий. GR - это системная работа по изучению и контролю действий органов государственной власти и должностных лиц, а также по информированию их о позиции компании по тому или иному вопросу» .
Итак, лоббирование и GR - взаимосвязанные понятия, но они не идентичны.
В общественном сознании лоббирование стало почти синонимом коррупции, поскольку контакты между заинтересованными сторонами и представителями политического истеблишмента происходят за кулисами. Аура скрытности и недоступности влечения к психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности.
Лоббирование привело к зависимости субъектов социальной деятельности от людей во властной структуре, от субъективных предпочтений и желаний. Это может оказать положительное влияние на долгосрочное планирование, а также поставить участников рынка в положение, равное тому, когда государственные заказы или законодательные решения будут распределяться в пользу одного из участников.
Следует согласиться с американским исследователем и практиком Чарльзом Маком в том, что GR отличается от традиционного лоббирования постоянным внедрением новых коммуникационных технологий в маркетинг, PR и предвыборную кампанию.
И, наконец, важным фактором, приведшим к переходу на современную форму GR-деятельности, стала проблема реализации принятых государством решений нашим органом. Общественная поддержка, общественная защита и коалиция политических решений были приняты в результате деятельности GR, а затем, поскольку лоббистские усилия могут быть дезавуированы через некоторое время после принятия правительственного решения.
Следует также отметить, что, в отличие от традиционных форм выражения мнений, которые тесно связаны и связаны с их взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR имеет ряд стратегических преимуществ.
Во-первых, в общественном сознании России лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц и представителей политического истеблишмента осуществлялись за кулисами. Секрет этого процесса приводит к эффекту негативного восприятия социального сознания.
Во-вторых, лоббирование приводит к зависимости субъектов лоббирования от личностей властной структуры, то есть от субъективных предпочтений и желаний. Это негативно сказывается на долгосрочном планировании, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда, например, распоряжение правительства будет распределено в пользу одного из участников.
В-третьих, особенностью GR является постоянное использование инновационных коммуникационных технологий, которые появились в результате форсайта, маркетинга, PR и избирательной кампании.
Глава 2 GR-технологии как фактор развития взаимоотношений государства и бизнеса
2.1 Анализ современных подходов к государственному регулированию предпринимательской деятельности в России
Государственное регулирование экономики является составной ее функционирования и заслуживает внимания со стороны ученых-юристов особенно сегодня, когда необходимо благодаря правовому инструментарию и прогностической функции правовой науки определить реальные факторы и разработать соответствующие механизмы, которые способны придать развитию рыночных отношений в России необходимого динамизма, обеспечить необратимость прогрессивных преобразований.
Наиболее общим является определение государственного регулирования как установленных и обеспечительных государством правил поведения субъектов общественных отношений с последующим изменением этих правил в зависимости от установленных приоритетов развития государства в каждый исторический период ее развития.
Иногда государственное регулирование экономики определяется как система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, которая направлена на создание условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем национальной экономики .
Приведенные дефиниции свидетельствуют не только о том, что каждый автор стремился сосредоточить внимание на наиболее существенных, с его точки зрения, признаках и проявлениях государственного регулирования, раскрывающих его сущность, но и о том, что все авторы признают его комплексный характер, который проявится через многогранность форм, методов и институтов государственного регулирования рыночной экономики.
При определении содержания и границ государственного воздействия на экономические отношения, а также возможных направлений его развития целесообразным представляется анализ соотношения содержания категорий «государственное регулирование» и «государственное управление».
Общепризнанным является утверждение, что и государственное регулирование, и государственное управление социальными явлениями, которым присущи как общие, так и отличительные признаки, имеют по сути одну сферу применения.
Разница между этими двумя понятиями заключается в характере воздействия на общественные отношения и внутри такого влияния. Общие черты, присущие регулированию и управлению, обусловленные тем, что они являются разновидностями организационной деятельности государства, направленной на упорядочение определенных общественных явлений, процессов или объектов.
В общенаучном смысле термин «регулирование» признается по своему содержанию более широким по сравнению с термином «управление» и означает воздействие не на конкретные объекты управления, а на окружающую среду, по сути, на ту или иную сферу совместных отношений. В то же время управление – целенаправленное властное влияние именно на конкретные объекты благодаря использованию присущих управлению методов и средств влияния . Если регулирование характеризуется значительной степенью возможности избрания субъектами общественных отношений альтернативных вариантов поведения, то управления характеризуется подчинением объектов управления управленческому воздействию, что адресуется им субъектами управления.
Принимая во внимание приведенные определения категорий «управление» и «регулирование» и подходы к пониманию их соотношения, попытаемся выявить общее и особенное, что характеризует «государственное управление в сфере предпринимательства» и «государственное регулирование в сфере предпринимательства» как разные виды организационной деятельности государства, направленной в конечном счете на обеспечение баланса интересов государства и других субъектов общественных отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности. При решении вопроса относительно соотношения государственного регулирования экономики и государственного регулирования предпринимательской деятельности следует исходить из того, что предпринимательство является видом хозяйственной деятельности.
Цели государственного регулирования прямо или косвенно находят свое отражение в актах регулирования. Последние, в свою очередь, является правовой формой и закрепления, и реализации политических решений. Акт регулирования является, в то же время, и формой реализации прогностической функции права, призванный создать соответствующие условия, построить правовую основу для возникновения и развития в будущем общественных отношений или социальных процессов, в которых общество заинтересовано в каждый конкретный период своего развития, или наоборот, тормозить развитие соответствующих негативных, с точки зрения публичных и частных интересов, явлений.
К основным из средств государственного регулирования хозяйственной деятельности законодатель отнес: государственный заказ; лицензирование, патентование и квотирование; сертификацию и стандартизацию; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.
2.2 Классификация GR-технологий
Рассмотрение классификации технологий, используемых для создания и поддержания системы взаимодействия хозяйствующего субъекта и органов управления, следует начать с определения понятия «Нанотехнологии».
В широком смысле технология - это набор методов, процессов и материалов, используемых в конкретной отрасли для достижения ее целей оптимальным способом.
Отечественные ученые уже пытались дать определение нанотехнологии. Например, исследователь Р.Т. Мухаев, GR-технологии «все эти виды деятельности включают в себя определенные методы воздействия на процесс принятия решений в органах государственной власти, включая методы, режим работы, операции и процедуры» .
С.Ю. Чимаров в работе по типологии и технологии GR подробно описаны технологические сегменты деятельности, но он не объясняет, что означает определение «GR-технологии» .
А.Б. Шатилов подчеркивает, что «концепция социально-коммуникационных технологий - цель системно организованной социальной деятельности субъекта, основанной на определенном плане, целью которой является решение какой-либо социально значимой работы, представляющей собой систему процедур и операций по использованию социальных ресурсов, которые могут обеспечить решение этой проблемы» .
Чтобы поместить это определение в GR-контекст, А.Б. Шатилов определяет коммуникационную GR-технологию как системно организованную деятельность по управлению коммуникацией в социальном субъекте, которая основана на конкретной программе действий с целью построения и поддержания благоприятных отношений с органами государственной власти.
Проанализировав основные подходы к определению понятия GR-деятельности и GR-технологии, мы определяем GR-технологию как совокупность инструментов и методов, используемых в GR-деятельности, направленных на выстраивание взаимодействия между различными группами общественности (бизнес-структурами, общественными организациями, некоммерческими организациями, профсоюзами, общественными организациями и т.д.) и органами государственной власти с целью оказания влияния на процесс принятия государственных решений с целью получения как взаимовыгодных, так и взаимовыгодных результатов.
Как правило, основные этапы GR-мониторинг деятельности, стратегия и тактика, а также контроль применения. В рамках этапа стратегии и тактики специалисты по GR применяют следующую технологию GR :
а) государственно-частное партнерство;
б) отношения со средствами массовой информации;
в) влияние на лиц, принимающих решения в сообществе экспертов;
г) лоббирование как прямое взаимодействие с органами государственной власти;
д) технология реализации программы корпоративной социальной ответственности;
e) поддержка политической деятельности;
э) сбор политических средств;
з) спонсорские программы и т.д.
Более подробно мы обсудим этот вид GR-технологий: государственно-частное партнерство; отношения со СМИ; экспертное сообщество и лоббирование.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) обычно понимается как совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения социально значимых проблем на взаимовыгодных условиях.
Заключение
Можно констатировать, что GR является важным инструментом диалога государства и бизнеса, от которого зависят и демократичность государственного управления, и нормированность рыночной среды, и условия конкуренции и развития бизнеса в общем. Такой диалог требует законодательной защиты, и механизмы принятия этого решения являются обязательными для сторон. Ведь бизнес, ориентированный на будущее, в первую очередь ожидал, что у правительства будут стабильные правила игры, и они будут соблюдаться всеми игроками.
В настоящее время многие связывают GR и лоббизм, полагая, что эти понятия тождественны. Тем не менее, разница в данных направлениях есть и довольно очевидная. В частности, лоббизм является в определенной степени инструментом по нахождению путей для проведения неформального диалога между представителями бизнеса и государственных учреждений, его отличительной особенностью является его отраслевая направленность или решение локально поставленной задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Автономов А.С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. – 2018. – № 3. – С. 69-75.
2. Аги У. Самое главное в PR / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
3. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ [Текст]; под общ. ред. А. Аузана и П. Крючковой. – М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2002. – 137 с.
4. Аникеев, СВ. Развитие партнерских взаимоотношений государства и бизнеса: теория, методология, практика. [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. / СВ. Аникеев – Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2004. – 392 с.
5. Богданов С.А. Средства массовой информации как инструмент лоббирования. // Предпринимательство. Политика. Наука. – 2019. – №2. – С.58-59.
6. Боголюбов С.А. Как регулировать лоббизм? // Законодательство и экономика. – 2018. – №15-16. – С.7-10
7. Брызгунова Ю.В. Региональная власть в системе политических сетей / Ю. В. Брызгунова // Власть. – 2017. – №4 – С. 71–78.
8. Васильева В.М. Государственное управление и политика: практикум и учебник для магистратуры и бакалавриата / В.М. Васильева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 441 с.
9. Герчикова, И. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное [Текст] / И. Герчикова. – М.: Консалтбанкир, 2002. – 704 с.
10. Губин, Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы [Текст]: дис. ...д-ра юрид. наук / Е. Губин. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 431 с.
11. Дегтярев, А. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования [Текст] / А. Дегтярев, Р. Маликов, К. Гришин // Вопросы экономики. Научно-практический журнал. – 2014. – № 11. – С. 83–94
12. Зимин В.А. Профессиональный клиринг и профессиограмма GR-специалиста // Пресс-служба. – 2020. – №2. – С. 39–53.
13. Кулакова Т. А. Government Relations в процессе принятия политических решений / Т.А. Кулакова // ПОЛИТЭКС: политическая экспертиза: Альманах. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – № 2. – С. 226 – 238.
14. Лопатина Е.И. GR-менеджмент как современный инструмент управления взаимодействием бизнеса с органами власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 150–154
15. Меньшенина Н.Н., Долгих М.Н. Частно-государственное партнерство как GR - технология по продвижению проектов развития высшего образования: практика зарубежных и российских университетов. Тренды и управление. – 2017. – №2. – С.104-112.
16. Мухаев Р.Т. Система муниципального и государственного управления в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2017. – 301 с.
17. Павроз А.В. GR как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза: Альманах. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. – № 2. – С. 238 – 251
18. Панферова Е.В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 68–72.
19. Ручкина, Г.Ф. Теоретические основы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации. [Текст] / Г.Ф. Ручкина – М.: ИД «Юриспруденция», 2004. –416 с.
20. Сенин В. GR и «лоббизм» в банковском секторе / В. Сенин // Банковское обозрение. – Москва, 2021. – № 5. – С. 248-250.
21. Толстых П.А. Субъектный статус лоббизма и Government Relations / П.А. Толстых // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2018. – № 4 (18): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 195 – 200.
22. Чернышев, А.С. Государственная поддержка социально- экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах [Текст] // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – №1. – С.8
23. Чимаров С.Ю. GovernmentRelations (GR): типология и технологии деятельности / С.Ю. Чимаров // Научные труды СевероЗападной академии государственной службы. – Санкт-Петербург, 2019. – № 2 (3). – С. 181–191.
24. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие / А.Н. Чумиков. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 374 с.
25. Шатилов А.Б. GR для эффективного бизнеса / А.Б. Шатилов, А.С. Никитин. – М.: ФОРУМ, 2017. – 160 с.
26. GR: связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Под ред. Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой. – М., 2018. – С. 304.